Хостинг от uCoz
Клуб любителей японской культуры
На главную
Кимоно
Кимоно
Традиционное кимоно
Разное

Обувь

Предметы интерьера
Полотенца
Шторы (Noren)
Посуда
Разное

Сувениры
Вееры
Рисунки по дереву
Украшения волос
Разное

Оружие
Мечи
Доспехи
Разное

Разное

Услуги

Информация
Как купитьКак купить
Как купитьЯпонский меч
Как купитьПолезные статьи

Общение
Форум
Гостевая
E-mail
Технология изготовления японских мечей
Новинки


Чайник заварной фарфоровый, Teapot-1
Цена: 35USD


Чашка заварная для зеленого чая, CUP-1
Цена: 25USD


Сандали "Гета" женские
Цена: 77USD

Рекомендуем!


Чайный сервиз, 5 чашек
Цена: 53USD

M1910
Сувенир "Кошка" - символ благополучия, модель RK-18-71,
Цена: 52USD


Роспись по дереву, модель WBU501
Цена: 140USD

Технология изготовления японских мечей
Автор:  Клуб любителей японской культуры
E-mail:  clubjapan@narod.ru
Web: clubjapan.narod.ru

Язык не поворачивается назвать процесс изготовления японского меча технологией. Это самое настоящее Искусство. Искусство с большой буквы. Недаром кузнецы, ковавшие их, особо почитались в средневековой Японии. В процессе изготовления меча были заняты несколько мастеров имевших строго определенную специализацию. Один ковал клинок, придавая ему форму и закладывая в него удивительные, на первый взгляд не совместимые качества: твердость режущей кромки, позволяющей долго сохранять отличные режущие качества, и мягкость тыльной стороны лезвия не дающие клинку сломаться при мощном ударе.

Другой мастер полировал клинок. Полировку японских мечей нельзя спутать ни с какой другой. С помощью различных шлифовальных камней и зол растений поверхность доводилась до такого состояния, что была видна глубинная структура металла. Создается впечатление, что клинок покрыт тонким слоем прозрачного льда. Среди мастеров изготовителей мечей искусные шлифовальщики ценились больше всех.

Еще один мастер изготавливал все детали внешней отделки, начиная с пластины, защищавшей руку - цубы и заканчивая мэнуки - украшения рукоятки. В том, что все эти предметы подлинные произведения искусства, можно легко убедиться на примере многочисленных частных и государственных коллекций. Наконец, ножнами и деревянным основанием рукоятки также занимался отдельный специалист. Делал он это уже после того, как клинок был выкован, отшлифован и к нему были изготовлены все металлические детали внешней отделки. Ножны изготавливались из крепких пород дерева. После тщательной шлифовки и подгонки, они покрывались специальным лаком или иным составом. Нередко их покрывали инкрустацией или другими украшениями, но это в большей степени относилось к мечам военноначальников или аристократии, чем к мечам простых самураев. В последнее время все больше проявляется интерес к истории холодного оружия, в том числе и к японскому. Это, конечно, хорошо, ведь холодное оружие помимо чисто прикладного значения несло в себе частицу культуры страны и эпохи когда оно было изготовлено. Огорчает другое. Некоторые с позволения сказать "специалисты" желая не столько удовлетворить интерес читателей, сколько всеми правдами и не правдами создать себе имидж "всезнающего мастера" печатают, и нередко в солидных изданиях, откровенную "отсебятину" не имеющую ничего общего с реальной информацией о предмете. И нельзя судить газеты и журналы, в которых появляются эти статьи за то, что они печатают весь этот бред. Слишком уж специфична эта область и не вина редакторов, не сумевших отличивших вымысел от правды. Вся вина целиком лежит на авторах дезинформирующих читателей.

За примером не надо далеко ходить. Некие "специалисты", пытаются рассуждать на тему о мече ниндзя, противопоставляя его самурайскому мечу. Можно с уверенностью сказать, что эти люди не вполне компетентны. Чтобы не быть голословным, приведем несколько примеров. Цитата: "В противовес самураю, заплатившему огромные деньги за свою катану и дорожившему мечом пуще жизни, ниндзя изготавливал себе меч сам практически из любого куска железа."

Да, действительно во все времена хороший меч стоил немалых денег. Однако даже поверхностное ознакомление с историей уклада жизни и кодексом чести самурая "Бусидо" позволяет понять, что цель жизни самурая - служение господину и смерть на службе расценивалась им как высшее благо. Соответственно, он никак не мог дорожить своим мечем пуще жизни. Что касается технологии изготовления клинков, то попытки отковать меч из подходящего куска железа характерны для отечественных энтузиастов, пытающихся кустарными методами получить клинок которым можно рубить предметы. Что же касается средневековой Японии, то там любые мечи всегда ковались из железной руды.

Цитата: "... во время проведения боевой операции меч может помешать, и его надо будет выбросить или сломать, чтобы использовать от меча только какую-то конкретную часть. Например, метнуть в одного противника лезвие вместо копья, а в другого - "Цубу" вместо сюрикена." Сильно сказано. Но так сказать может только человек, который знакомился с устройством японских мечей только по дешевым сувенирным подделкам, в изобилии продающимся на Западе.

Все японские мечи, включая и мечи которыми пользовались легендарные ниндзя, ковались по единым принципам. Даже у самых простых мечей конструкция была такова, что снять цубу можно было только сняв предварительно деревянную рукоятку с металлического основания. Хотя процесс этот не сложный, но быстро его никак не сделать. Сломать же меч у основания рукоятки было практически невозможно, так как это наиболее широкое и крепкое место. У старых мечей лезвие ломается где угодно, но только не у основания. Цитата: "В отличие от раннесамурайского обоюдоострого меча, он (меч ниндзя) имел одностороннюю заточку."

По всей видимости, авторы имеют ввиду мечи, изготовленные или завезенные на японские острова в период 650 г. д. н. э. - 793 г. н. э. и раньше. Эти мечи имели прямой вид, обоюдоострую заточку и весьма примитивную закалку. Однако в этот период класс самураев еще не оформился как государственный институт. Да и слова такого, "самурай" еще не существовало. Цитата: "При ударе таким мечем по телу противника сначала создается эффект оглушающего удара палкой, ... Последующее "оттягивание" клинка по месту удара завершает эффект поражения путем разрезания кожи. ... Ниндзя фактически дробит место атаки и оставляет глубокий порез." Здесь, как говорится, комментарии излишни. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что даже тупой клинок при сильном ударе рассечет кожу без всякого последующего "оттягивания".

Цитата: "Прямая форма клинка меча ниндзя позволяет, в отличие от изогнутого клинка катаны, наносить очень точные колющие удары, ..." Ну что тут можно сказать?! Видимо усиленный просмотр фильмов про ниндзя сильно влияют на воображение некоторых людей. Если еще при этом изогнутый клинок катаны не позволяют нанести им точный колющий удар, то значит и руки у них растут не из того места.

Кстати, в Токио находятся три музея (Японский Музей Мечей, Музей Вооруженных Сил и Музей Истории Искусств), в которых собраны крупные коллекции мечей. В одном из них есть и несколько мечей ниндзя. Так вот, они имеют слегка изогнутое лезвие, и скругленные цубы. Не беремся утверждать, что подобный вид имели все мечи ниндзя, ведь и среди самурайских мечей встречались практически прямые клинки и цубы имеющие геометрическую форму квадрата, но точно можно сказать, что стандартный внешний вид сувенирных мечей ниндзя сложился уже в наше время.

На главнуюНаверх


© 2002 Клуб любителей японской культуры
e-mail: clubjapan@narod.ru
Rambler's Top100